Законодательство
Новосибирской области

Баганский р-н
Барабинск
Бердск
Здвинский р-н
Искитим
Куйбышев
Купинский р-н
Новосибирск
Новосибирская область
Обь
Ордынский р-н
Северный р-н
Сузунский р-н
Татарск
Убинский р-н
Чановский р-н
Чулымский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Новосибирская91.txt.22208
Новосибирская

"Вопрос: Консультирует Налоговая инспекция по вопросу о счетах-фактурах."

Официальная публикация в СМИ:
"Эпиграф", № 9, 1997






Вопрос: Консультирует Налоговая инспекция по вопросу о счетах-фактурах.

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 г. № 914 утвержден "Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее по тексту - Порядок), согласно которому с 1 января 1997 года каждая отгрузка, в том числе на экспорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), включая остатки на 1 января 1997 года, всеми плательщиками налога на добавленную стоимость оформляется составлением счета-фактуры и регистрацией ее в книге продаж и в книге покупок в соответствии с Порядком, утвержденным указанным Постановлением.
Использование счетов-фактур в целях исчисления налога на добавленную стоимость без изменения действующего порядка учета реализации в целях налогообложения не является незаконным, поскольку вступление в силу этого положения не мешает налогоплательщикам выбрать учетную политику в целях налогообложения. Для технического обеспечения расчетов по НДС ведение самостоятельных документов (счетов-фактур) не требует соответствующей записи в Законе о налоге на добавленную стоимость.
Переход на метод налоговых счетов-фактур без изменения учетной политики будет безболезненным для тех предприятий и организаций, которые определяют учетную политику по отгрузке товаров (работ, услуг), потому что у них хронология выставления счетов-фактур и записи в книге продаж будут совпадать. А вот для плательщиков, которые исчисляют налог по оплате расчетных документов, отгрузка товаров - это только ориентир на все последующие взаимоотношения с клиентами.
Применяемые на сегодняшний день документы бухгалтерского учета для исчисления и зачета налога на добавленную стоимость в ряде случаев не содержат той необходимой информации, которая может быть принята налоговой инспекцией, и не обеспечивают в полной мере правильного соблюдения порядка применения этого налога, что приводит к неоднозначным толкованиям положений нормативных документов. Поэтому введение налоговых счетов-фактур - это объективная необходимость, при наличии которых у налогоплательщика будет гарантия того, что суммы налога, указанные продавцом в счете-фактуре будут приняты к возмещению из бюджета у покупателя в установленном законодательством порядке.
Счет-фактура - это инструмент дополнительного контроля за правильным исчислением налога на добавленную стоимость. Поэтому без внесения соответствующих поправок в Закон никто не вправе изменять порядок исчисления налога, а также устанавливать особые правила по принятию к зачету сумм налога, уплаченных поставщикам товаров, работ, услуг. Это четко просматривается в письме Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 25.12.96 г. № ВЗ-6-03/890; № 109 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1 января 1997 года" (далее по тексту - Письмо), в пункте 2 которого сказано, что исчисление и уплата НДС осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" с последующими изменениями и дополнениями.
Порядок, утвержденный постановлением Правительства, обязывает всех плательщиков вести налоговые счета-фактуры. Но если плательщик сочтет для себя возможным отказаться от применения каких-либо действующих типовых форм первичных учетных и расчетных документов, включая счета и счета-фактуры формы № 868 и 868А, то такое решение, на наш взгляд, не будет нарушением. Но ни в коей мере налоговые счета-фактуры не могут быть заменены действующими формами первичных документов, то есть форма счета-фактуры должна быть соблюдена в обязательном порядке.
Кроме операций по отгрузке товаров, выполнению работ и оказанию услуг ряд оборотов по действующему законодательству попадает под обложение налогом на добавленную стоимость независимо от факта отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Прежде всего это все авансовые платежи и предоплаты, которые получают налогоплательщики и которые облагаются по мере их поступления. Получение авансов под поставку материальных ценностей в соответствии с инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 года № 56 подлежит отражению по дебету счетов учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 64 "Расчеты по авансам полученным".
При получении авансов (предоплат) счета-фактуры составляются в одном экземпляре не позднее 10 дней со дня их получения и являются основанием для начисления налога на добавленную стоимость и регистрации в книге продаж у поставщика и не подлежат предъявлению покупателю для регистрации в книге покупок в целях зачета (возмещения) налога. Подробно порядок составления счетов-фактур на суммы авансовых платежей (предоплат), учета их в журнале и регистрации в книге продаж изложен в Письме.
Кроме этого у ряда предприятий и организаций есть своя специфика и свои особенности расчетов с клиентами и поставщиками. К ним относятся предприятия связи, охраны, топливно - энергетического и транспортного комплекса, банки, страховые организации, инвестиционные институты, средства массовой информации и т.п. Поэтому с учетом их специфики до особых указаний для такой категории плательщиков в сегодняшних условиях ориентировка применения ими счетов-фактур должна быть направлена на действующий на таких предприятиях порядок расчетов. Подчеркиваю, что на первых порах составление счетов-фактур можно приспосабливать к действующей системе расчетов с клиентами, не внося никаких новшеств в реквизиты счета-фактуры.
Введение счетов-фактур никак не меняет действующее законодательство в плане определения облагаемого оборота при получении любых денежных средств, в том числе в виде штрафов, пеней и неустоек, финансовой помощи, целевого бюджетного финансирования, инвестиций, вознаграждений, премий, дотаций, займов, процентов и т.п., которые поступают, минуя счета реализации, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Поэтому, чтобы не было проблем в подсчете оборотов по книге продаж, налоговые счета-фактуры должны быть составлены в одном экземпляре для себя на все получаемые денежные средства. Вопрос только в том, облагаются они налогом или не облагаются. Такие счета-фактуры заполняются не по всем реквизитам, а в сокращенном варианте, изложенном в Письме.
Например, согласно пункту 29 инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. № 39 "О налоге на добавленную стоимость" организации (предприятия), получающие средства от взимания штрафов, взыскания пеней и выплаты неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), перечисление в бюджет налога на добавленную стоимость производят по расчетным ставкам 9,09 или 16,67 процента от полученных средств. В соответствии с данной нормой предполагается, что НДС включен в сумму полученного штрафа (пени, неустойки) и его исчисление должно производиться по указанным ставкам в зависимости от применяемой ставки по оборотам реализации 10 или 20 процентов соответственно. Если штраф, пени, неустойка получены по договору на поставку продукции (работ, услуг), не облагаемых НДС, то в этом случае вся полученная сумма не должна облагаться налогом.
Если штраф (пени, неустойка) получен не денежными средствами, а продукцией, товарами, то такие "натуральные" штрафы при их получении облагать не следует, поскольку налог будет уплачен стороной, передающей (реализующей) этот товар. Получающая "натуральный" штраф сторона право на зачет (возмещение) суммы налога, указанной в счете-фактуре, не имеет, поскольку в данном случае в действие вступает норма, предусмотренная условиями безвозмездной передачи.
Отдельные хозяйственно-финансовые операции не находят отражение на счетах учета реализации (46,47 и 48). Но это вовсе не означает, что в этом случае не следует составлять счета-фактуры, поскольку при определении облагаемого оборота не всегда ориентировка идет на эти счета. Например, при получении предприятием сумм денежных средств, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), указанные суммы отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счетов соответствующих источников (87,88,96). Одновременно по кредиту 68 счета в корреспонденции с дебетом счетов соответствующих источников отражаются суммы НДС, причитающиеся в соответствии с законодательством к уплате в бюджет по расчету с этих сумм. Этим положением определяется необходимость составления счетов-фактур и регистрации их в книге продаж.
Пунктом 4 Письма предусмотрено, что счета-фактуры должны выписываться также при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), при передаче средств в уставные фонды, при направлении средств участниками совместной деятельности в период создания общей долевой собственности. Соответственно в счетах-фактурах в графе 1 кроме наименования передаваемых товаров и других средств обязательно указывается назначение - "безвозмездная передача", "передача в уставный фонд", "совместная деятельность", потому что с введением счетов-фактур основной документ, который будет проверяться, - это книга продаж и только потом обороты по 46,47 и 48 счетам, т.е. те данные бухгалтерского учета, которые сейчас используются для проверки облагаемых налогом оборотов. Налог на добавленную стоимость - это налог, который зависит не только от начисления, но и от той суммы, которая пойдет на уменьшение начисленного налога. Сейчас при проверках налоговая инспекция смотрит первичные документы и излишне отнесенные на возмещение из бюджета суммы. Теперь проверка будет строиться на ревизии книг покупок, поскольку именно по книге покупок будут собираться суммы, которые можно отнести в дебет 68 счета, что должно быть подтверждено документально. Понятно, что книга покупок и книга продаж - это равновеликие документы, и от тех оборотов и сумм, которые в них записаны, зависит размер платежа в бюджет. При ввозе товаров по импорту основанием для регистрации в книге покупок является таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на добавленную стоимость на таможне без выписки и оформления счета-фактуры. Таможенные декларации или их копии, заверенные в установленном порядке, и платежные документы хранятся у покупателя в журнале учета получаемых счетов-фактур.
В целях создания на первых порах более щадящих условий налогоплательщикам при переходе к новому порядку расчетов по налогу на добавленную стоимость Письмом до особых указаний допускается незаполнение ряда реквизитов счетов-фактур, книг продаж и книг покупок у продавца и у покупателя. Это касается данных о банке, кодов поставщика и покупателя. Поскольку информация по кодам необходима в основном статистикам, то с точки зрения налога код продукции или код предприятия не имеет большого значения, так как у налогоплательщиков будет достаточно проблем и без этих кодов. Тем, кто имеет эту информацию, лучше заполнять соответствующие строки (графы), - в дальнейшем к этому придем.
Неполное заполнение реквизитов счетов-фактур допускается также при их заполнении по тем суммам, которые не связаны непосредственно с реализацией товаров (работ, услуг), но включаются в облагаемый (необлагаемый) оборот, минуя счета реализации. Это суммы штрафов, пеней, вознаграждений, процентов и т.п., о которых уже было сказано выше. Но обязательно должны заполняться строки (графы) о полученных суммах, и, соответственно, о суммах налога исходя из ставок 16,67% или 9,09%, либо без налога на добавленную стоимость. Все остальные строки (графы) прочеркиваются, а счета-фактуры регистрируются в таком виде в книге продаж, о чем подробно сказано в пункте 4 Письма.
Пунктом 9 Письма установлено, что в случае компьютерного учета допускается заполнение счетов-фактур, книг продаж и книг покупок с использованием компьютера. По окончании отчетного периода, но не позднее 20 числа месяца (квартала), следующего за отчетным, книги продаж и покупок распечатываются, страницы их пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью. Это необходимо для того, чтобы не было возможности изъять счета-фактуры. То есть приемлем любой способ технического исполнения указанных документов, но при соблюдении условий, предусмотренных Порядком и Письмом. На счетах-фактурах и книгах регистрации продаж и покупок может быть та печать, которая применяется для расчетов с поставщиками. Жестких требований по этому поводу Порядок не содержит.
По товарам, работам и услугам, происходящим с территорий стран СНГ, записи в книге покупок следует производить по первичным документам до тех пор, пока они не введут налоговые счета-фактуры. При работе по договорам комиссии и поручения счета-фактуры как на облагаемые, так и необлагаемые обороты и соответствующие им суммы налога либо без налога, составляются в общеустановленном порядке, а регистрация их в книге продаж производится исходя из принятой на предприятии учетной политики.
Счета-фактуры предусматривают наличие на них подписи покупателя или уполномоченного представителя покупателя. Это обязывает покупателя товаров (работ, услуг) делать подпись в счете-фактуре в момент ее получения независимо от времени получения и места нахождения покупателя, поскольку оригиналы счетов-фактур, получаемые покупателями от поставщиков, хранятся у покупателя в журнале учета этих счетов и регистрируются в книге покупок. Поэтому у каждого налогоплательщика ведутся два журнала учета счетов-фактур: по отгруженным товарам (работам, услугам) и по приобретенным.
Счета-фактуры, которые оформляются на имя граждан, являются основанием для включения их в облагаемый оборот и начисления НДС, но исходя из законодательной нормы не могут предъявляться физическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица для возмещения налога из бюджета. Это будет только после того, как предприниматели будут включены в перечень налогоплательщиков НДС.
При реализации товаров за наличный расчет в розничной торговле, общественном питании, платных услуг другими предприятиями непосредственно населению вместо счетов-фактур по-прежнему используются кассовые чеки, счета и бланки строгой отчетности, показатели которых отражаются в книге продаж для исчисления налога на добавленную стоимость. Все документы, которые предприятия получают по факсу не являются документами первичного бухгалтерского учета или бланками строгой отчетности. Это документы оперативного учета и контроля, которые применяются для ускорения прохождения сделок и расчетов. Поэтому счета-фактуры, получаемые по факсу, не дают права на возмещение налога и не подлежат регистрации в книге покупок. Такое право наступает только при получении оригинала, поскольку по нормам бухгалтерского учета счет-фактура первична, а все остальное - на усмотрение налогоплательщиков.

Начальник отдела методологии
косвенных налогов Государственной
налоговой инспекции по
Новосибирской области -
Советник налоговой службы I ранга
Н.ПЕКЕЛЬНИК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru